РЕГИСТРАЦИЯ ПОЭЗИЯ ПРОЗА ГАЛЕРЕЯ ФАЙЛЫ АВТОРЫ РЕЙТИНГИ
Рифма. Примеры рифм         Добавить в избранное | Печать |  E-mail
РИФМЫ. ПРИМЕРЫ РИФМ 

Друзья!
В качестве примеров (где это возможно!) я хочу предложить вашему вниманию свои строки, свои рифмы. Чтобы вы всё могли увидеть наглядно.

С уважением ко всем,
Куликова Юлия (Julia_forever)



========== I. По месту ударения ==========


1. Мужские — с ударением на последнем слоге:

приход — наоборот; 
башмачков — бураков;
дрожат — мать;
отцом — лицо;
ко льву — отольюсь;
зеркал — искал;
идей — убей
и др.

2. Женские — с ударением на предпоследнем слоге:

посулах — скулах;
ушкам — неужто;
оросятся — пальцы;
телу — доглядели;
обитель — пооббиты;
может — ножек;
ноги — многих
и др. 

3. Дактилические — с ударением на третьем от конца слоге:

закованный — очарованный и т. п.

4. Гипердактилические — с большим количеством послеударных слогов (больше трёх):

покрякивает — вскакивает и др.

========== II. Основные способы рифмовки ==========


1. Смежная — по схеме ААББ.

1) Я живу, как кукушка в часах,
Не завидую птицам в лесах.
Заведут — и кукую.
Знаешь, долю такую
Лишь врагу
Пожелать я могу.
(А. А. Ахматова)

2) И, точно шла работа
По сборке эшафота,
Стал слышен частый стук
Полутораста штук...

(Б. Л. Пастернак)


2. Перекрёстная — по схеме АБАБ.

1) Закушу губу до крови.
(Без костей язык!)
Мне с тобой случиться вровень —
Смысл невелик.
(Ю. О. Куликова)

2) Уйду за коварной лентой,
Где пятый кадр
Опять нарисует лето
В кудряшках Татр.

(Ю. О. Куликова)


3. Охватная, или опоясывающая, — по схеме АББА.

1) Мне скоро будет двадцать три...
А чувство, словно тридцать восемь...
А чувство — словно только осень
Моей души услышит крик...
(Ю. О. Куликова)

2) Причеши, причеши прядь
Черепаховою гребёнкой.
Суть интриги в намёке тонком,
Что не выделить — не отнять.
(Ю. О. Куликова)


========== III. По звуковому составу ==========  

1 . Точные — полное соответствие ударных гласных и всех следующих за ним звуков (розы — морозы).

Смогла — мгла;
Ночь — помочь;
Вешней — черешней;
Слова — снова;
Грусть — пусть.
пальчик — мальчик;
Отрадой — наградой
и др.  

Точная рифма может быть:


1) богатой — совпадают предшествующие ударному гласному согласные (так называемые опорные) (живая — призывая);

богатые — согласные, предшествующие ударному гласному окончания (клаузулы) совпадают (нам — волнам)  


Отговорила роща золо|тая
Берёзовым, весёлым язы|ком
И журавли, печально проле|тая,
Уж не жалеют больше ни о |ком.
(С. Есенин)

2) Глубокой  — если совпадает не только предударный согласный, но и весь предударный слог (вода — провода).

«Рвется вете|р одичалый
Буря знак да|ла погонь...
С бурей споря — |родич алый —
Машет сотней| лап огонь.
(В. Брюсов)

День я — рожденья;
Липою — охрипла я;
Недостижимая — согрешила я;
Заговорённая — бонна и;
Испить — и спит
 и др

3) Панторифмы (сплошные рифмы) — большое количество совпадающих слогов перед ударным гласным:

Слышен с|вист и вой локомобилей,
Дверь линг|висты войлоком обили.
(Н. Гумилёв) 

2. Неточные рифмы — рифмы из слов с полным или частичным звуковым несоответствием их послеударных окончаний.

Неточные рифмы бывают:

1) бедными  — в них согласные, предшествующие ударному, не совпадают (волн — чёлн).

Твоих лучей небесной с|илою
Вся жизнь моя озарен|а.
Умру ли я, ты над мог|илою
Гори, гори, моя звезд|а!
(Слова народные) 

Бедными принято считать также рифмы, составленные из слов одинаковых частей речи в одинаковых грамматических формах, особенно если рифмословарный запас таких слов очень велик. Так, в силу своей незатейливости — подобрать такую рифму не составляет труда.

Бедными рифмами называют:

- глагольные рифмы, как, например, на "ать" (в словаре более 5500 слов):

летать-стонать-читать-знать...;

- рифмы из прилагательных на "ой" (свыше 1200 слов):

большой-простой-сухой-немой-степной-озорной...;

- рифмы из существительных на "ание" (более 1000 слов):

гадание-желание-знание-венчание...

Крайне бедными считаются тавтологические и полутавтологические рифмы.

2) тавтологическими — рифмы из одинаковых, сходных по звучанию и грамматической форме слов.

«Всё моё», — |сказало злато;
«Всё моё», — |сказал булат.
«Всё куплю», — |сказало злато;
«Всё возьму», — |сказал булат.
(А. Пушкин)

3. Приблизительные рифмы  — совпадают ударные гласные и заударные (послеударные) согласные, а заударный гласный не совпадает (хоромах-знакомых, воздух-роздых).

4. Ассонансные рифмы  — не совпадают ударные гласные, заударные согласные, совпадают заударные гласные (валенки-Васеньки).

Я сегодня до зари вст|ану,
По широкому пройду п|олю.
Что-то с памятью моей ст|ало
Всё, что было не со мной, п|омню.
(Р. Рождественский)

сумочки — тумбочки
листве — глинтвейн


4. Диссонансные рифмы — не совпадают ударные гласные, совпадают заударные согласные и гласные (яблоко-облако, тающая — веющая).

Заберусь на рассвете на серебряный к|едр
Любоваться оттуда на маневры эск|адр.
Солнце, утро и море! Как я весело б|одр,
Точно воздух — бездумен, точно мумия — м|удр.
Кто прославлен орлами — ах, тому не до в|ыдр.
(И. Северянин)

Такие рифмы используются как игра слов: 

гриб-грабь-гроб-груб

(В. Маяковский) 


Когда земное склонит л|ень,
Выходит стенью тени л|ань
С ветвей скользит, белея, л|унь,
Волну сердито взроет л|инь.
(Н. Асеев)

5. Усечённые рифмы  — рифма с усечением конечного согласного в одном из слов, то есть либо когда одно слово заканчивается на одну согласную, а другое — на две (лес - крест), или если второе слово рифмы (пассивное) заканчивается на согласную (или две), а первое (активное) — на гласную (кречет — вече).

Ну ж был денёк! Сквозь дым ле|тучий
Французы двинулись, как |тучи…
(М. Ю. Лермонтов) 

6. Надстроечные рифмы — рифма, в которой пассивное (второе) слово заканчивается на гласную, а активное (первую) на согласную или две при равном количестве послеударных слогов (шляпа — лапоть).

Уронили мишку н|а пол,
Оторвали мишке л|апу.
Все равно его не б|рошу —
Потому что он хо|роший.
(А. Барто) 

7. Неравносложные рифмы — сочетание слов с различным количеством послеударных слогов, например, мужские окончания рифмуются с женскими или дактилическими, то есть различное количество послеударных слогов.

Не жалею, не зову, не пл|а-чу.
Все пройдёт, как с белых яблонь |дым.
Увяданья золотом о-хв|а-чен-ны-й,
Я не буду больше мо-ло-|дым.
(С. Есенин)

Мал его радостей тусклый |спектр:
Шесть часов поспать на бок|у,
Да разве что вор, портовой ин|спектор,
Кинет негру цент на бег|у.
(В. Маяковский)

========== IV. В зависимости от характера рифмующихся слов ==========

1. Грамматическая — рифмуются слова одной части речи и в одном падеже, роде, числе.

Краше — старше;
пальчик — мальчик;
гудит — парит;
ноги — дороги
и др.

2. Составные рифмы – одно слово рифмуется с двумя или несколькими словами.

Лет |до ста расти
Нам |до старости


3. Омонимические рифмы - повторение в рифме одинаково звучащих, но разных по смыслу, или относящихся к разным частям речи, слов.

Не дай мне бог сойт|и с ума.
Нет, легче посох |и сума...
(А. С. Пушкин) 

Ты белых лебедей |кормила,
Откинув тяжесть черных |кос,
Я рядом плыл, сошлись |кормила,
Закатный луч был странно |кос.
(В. Брюсов)

4. Каламбурные рифмы – общее название омонимических и составных рифм.

Вы, щенки, за мной ступ|айте,
Будет вам |по калачу,
Да смотрите ж, не болт|айте,
А не-то |поколочу.
(А. С. Пушкин) 

5. Разнородная рифма — образованная разными частями речи:

разбужен — лужи (глагол — существительное);
взасос — спрос (наречие — существительное);
купол — куплен (существительное — глагол);
час — нас (существительное — местоимение);
мной — ноль (местоимение — числительное);
ответ — нет (существительное — частица).

6. Банальная рифма – связка слов, наиболее часто употребляемая в поэтической практике. Часто к таким рифмам относятся как к избитым, примелькавшимся и давно утратившим свою свежесть. Тем не менее, по причине часто крайне малого рифмословарного запаса у таких слов и, в то же время, их незаменимой смысловой нагрузки, такие рифмы, несмотря на свою «заезженность» и банальность, обречены на извечное использование в русской поэзии.

Вновь – любовь – кровь.
Ночь – дочь – прочь.
Тебя – любя.
Трудный – чудный.
Поздравляю – желаю.
Радость - младость.
Вечер – встреча – свечи.
Слёзы – морозы – грёзы - розы.
Борьба – судьба.
Век – человек.
Чувство - искусство.
Ночи – очи
и др.

В огромном городе моём - н|очь.
Из дома сонного иду - пр|очь
И люди думают: жена, д|очь, -
А я запомнила одно: н|очь.
(М. И. Цветаева)

Словарь рифм (рифмовник, рифменник, рифмарь) – сборник рифм, организованный по окончаниям слов, начиная с ударного гласного. В отличие от обратных словарей и словарей созвучий, объединяющих слова по графическому сходству окончаний слов, словари рифм также включают в себя слова, сходные по звучанию. Рифмовники составляются на основе других языковых словарей: орфографических, частотных, обратных, и могут включать в себя различное кол-во словарных единиц. Наибольший интерес представляют полные словари, содержащие максимальное количество слов, присущих конкретному языку. Такие словари рифм, кроме общей лексики, могут включать в себя собственные имена, сленг, речевые конструкции и т.п. Словари рифм предназначены в первую очередь поэтам, но представляют несомненную ценность и для переводчиков поэтических текстов, филологов, составителей рекламных текстов, деятелей шоу-бизнеса, массовиков-затейников и пр. Существуют и узкоспециальные сборники - словари рифм отдельных авторов или произведений.
Пример словаря рифм : Рифмовик

Подготовила: Куликова Юлия (Julia_forever)


Материал взят: http://forum.rc-mir.com/populjarnoe-stihovedenie-topic1939443
Автор: Незваный (Фёдоров Олег)

ВЕРНУТЬСЯ К СОДЕРЖАНИЮ
 

Добавить комментарий

Защитный код
Обновить

« Пред.   След. »

    Стихи и Проза - творческий портал, на котором Вы можете разместить свои стихотворения и прозу (рассказы, повести, эссе), картины и фото. Здесь Вы сможете продвинуть, анонсировать свое творчество и привлечь много читателей и поклонников Вашего таланта. Есть возможность дарить подарки, активные пользователи награждаются бонусами.

    Рейтинг@Mail.ru Rambler's Top100
    Добавить в избранное/ Сделать стартовой /Правила /Сервисы /Поддержать проект

Стихи и Проза © 2009
Все права защищены